/ Пленарные доклады
Пленарные доклады

Пленарные доклады

Трансляция Церемонии Открытия и пленарного заседания 21 августа 2023 г. Трансляция пленарного заседания 22 августа 2023 г.

Трансляция пленарного заседания 23 августа 2023 г. Трансляция пленарного заседания 24 августа 2023 г.

Трансляция пленарного заседания 25 августа 2023 г.

25 августа, 9:30-10:10
Климат, озоновый слой, энергетика
С.В. Алексеенко
ИТ СО РАН, Новосибирск, Россия
Энергетика - базис экономики любой страны вне зависимости от технологического уклада. Однако сегодня возникла беспрецедентная ситуация, когда необходимо безотлагательно принимать принципиальные решения по дальнейшему развитию мировой энергетики. Причины обусловлены изменениями климата и разрушением озонового слоя Земли, преобладающий вклад в которые вносит деятельность человека, прежде всего, в сфере энергетики. В представленном докладе сформулирован ряд заключений, касающихся указанных выше проблем, и предложены способы их решения.
23 августа, 9:55-10:35
Перспективные проекты ОАО «РЖД» подвижной состав и инфраструктура
В.Е. Андреев
ОАО «РЖД», Москва, Россия
В докладе представлен краткий обзор ключевых перспективных проектов и разработок, выполняемых компанией ОАО «РЖД» в направлении создания нового подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры. Уделяется основное внимание проблемам в сфере технических решений, требующих комплексной научной проработки при реализации долгосрочных проектов, в том числе: разработки российского высокоскоростного электропоезда; оптимизации взаимодействия в системе «колесо-рельс»; автоматизации управления движением подвижного состава; создания конструкции и технологий содержания железнодорожного пути с максимально достижимыми характеристиками ресурса и надежности; роботизации и автоматизации процессов обработки поездов на сортировочных станциях. В докладе раскрываются вопросы привлечения компетенций научного сообщества и инжиниринговых центров в области механики для обеспечения достижения целевого состояния железнодорожного транспорта на горизонте 2035 – 2050 годов.
24 августа, 9:40-10:20
Роль механики и передовых цифровых технологий в развитии высокотехнологичных отраслей промышленности
А.И. Боровков
СПбПУ, Санкт-Петербург, Россия
24 августа, 09:00-09:40
Проблема сингулярности решений в механике
В.В. Васильев, С.А. Лурье
АО "ЦНИИСМ", Хотьково, Россия
ИПРИМ РАН, Москва, Россия
Рассматривается проблема сингулярных решений традиционных уравнений в прикладной механике и физике, которые не имеют физической природы и не наблюдаются экспериментально. Для получения регулярных решений рассматриваемых проблем предлагается использовать обобщенную постановку задачи, включающую наряду с традиционными уравнениями уравнения Гельмгольца, устанавливающие связь между нелокальными и актуальными физическими несингулярными, гладкими переменными.
25 августа, 10:10-10:50
Вклад школы Д.Е. Охоцимского в теорию механических систем с дефицитом управления
Ю.Ф. Голубев
ИПМ РАН, Москва, Россия
Представлен обзор исследований Д.Е. Охоцимского и его сотрудников по оптимальному управлению механическими системами, а также системами, содержащими степени свободы, не имеющие приводов. Сюда входят теория систем с полостями, частично заполненными жидкостью, теория управления входом в атмосферу со второй космической скоростью, теория формирования последовательностей многократных гравитационных маневров для полетов в дальний космос, теория взаимодействия робототехнических систем с маятниками в реальном времени. Предложен новый метод поиска оптимального управления амплитудой одномерных колебаний в окрестности положения равновесия для склерономной многомерной механической системы с трением. Колебательная степень свободы системы не поддается непосредственному управлению. На её движение влияют другие, непосредственно управляемые степени свободы. В число непосредственно управляемых могут входить как позиционные, так и циклические координаты. Метод не использует сопряженных переменных в смысле принципа максимума Л.С. Понтрягина и не увеличивает размерность исходной системы дифференциальных уравнений движения. На примерах конкретных колебательных механических моделей с сухим и вязким трением продемонстрирована эффективность применения предложенного метода.
22 августа, 9:00-9:40
Информационные волны в твердом упругом теле
Д.М. Климов
ИПМех РАН, Москва, Россия
Доказано существование информационных волн в твердом упругом теле, скорость движения которых связана с произвольной угловой скоростью вращения тела постоянным передаточным коэффициентом, если квадратура волн равна нулю. Эти волны представляют собой прецессирующие стоячие волны. В докладе обсуждаются вопросы использования информационных волн для построения гироскопических приборов. Работа выполнена по теме государственного задания (№ госрегистрации АААА-А20-120011690138-6.
22 августа, 9:40-10:20
Линейные уравнения динамики: квадратичные интегралы, сингулярные инвариантные подпространства и степени устойчивости
В.В. Козлов
МИАН, Москва, Россия
Установлено, что линейная система n дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, допускающая первый интеграл в виде невырожденной квадратичной формы, приводится к канонической системе уравнений Гамильтона [1]. В частности, n четно, фазовый поток сохраняет стандартную меру; если индекс инерции i- квадратичного интеграла нечетен, то нулевое равновесие неустойчиво и т. д. Пусть u степень неустойчивости (количество собственных значений в правой комплексной полуплоскости) и i+положительный индекс квадратичного интеграла (i- + i+ = n). Тогда u ⩽ min(i⩽-, i+). Равновесие такой линейной системы устойчиво тогда и только тогда, когда она допускает положительно определенный квадратичный интеграл. Если спектр линейной системы простой, то предъявляются в явной форме n/2 независимых квадратичных интегралов (одной и той же сигнатуры), находящихся попарно в инволюции [2]. Спектральные характеристики линейной системы выражаются через свойства изотропного конуса – поверхности в Rn, где одновременно обращаются в нуль n/2 инволютивных квадратичных интегралов. Вообще, вычисление спектра сводится к изучению топологии пересечения квадрик и операции интегрирования. Все эти результаты переносятся на линейные преобразования с квадратичным инвариантом, а также на линейные системы в бесконечномерных гильбертовых пространствах [3]. В качестве основных примеров рассматриваются колебания упругой среды, статистическое уравнение Лиувилля, уравнения Максвелла и Шредингера.
21 августа, 11:00-11:40
Выдающиеся механики Санкт-Петербурга
А.И. Рудской
СПбПУ, Санкт-Петербург, Россия
В докладе представлена история развития теоретической и прикладной механики в Санкт-Петербурге, вклад в ее развитие членов Санкт-Петербургской академии наук и сотрудников высших учебных заведений Северной столицы. Отражена роль таких видных ученых как Леонард Эйлер и Михаил Ломоносов, изобретателей Андрея Нартова и Ивана Кулибина, особая роль отведена создателю и первому директору Института Корпуса инженеров путей сообщения русскому испанцу механику Августину де Бетанкуру. Отмечены заслуги механиков петербургской школы XIX века: Габриэль Ламе, Бенуа Поль Клапейрон, Михаил Остроградский, Адольф Розенкампф, Дмитрий Журавский. Особый акцент сделан на достижения в области теоретической и прикладной механики выдающихся выпускников и сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Иван Мещерский, Степан Тимошенко, Алексей Крылов, Александр Фан-дер-Флит, Иван Бубнов, Борис Галёркин, Анатолий Благонравов, Валентин Новожилов, Николай Доллежаль, Лев Лойцянский, Анатолий Лурье, Виктор Кузнецов. Дан анализ современной школы механиков в Санкт-Петербурге.
24 августа, 10:20-11:00
Механика спецматериалов при высокоэнергетических воздействиях
М.В. Сильников, Н.М. Сильников
АО "НПО Спецматериалов", Санкт-Петербург, Россия
В докладе рассматриваются воздействия высокоэнергетических средств поражения с защитными структурами. Общепризнанно, что возможности простых решений и гомогенных материалов давно исчерпаны. Повышение защитных характеристик от высокоэнергетических средств поражения перестала быть задачей материаловедения и требует учета волновых процессов и, следовательно, является задачей волновой механики. Разработка и оптимизация современных инженерных решений в настоящее время всё чаще опирается на результаты компьютерного моделирования. При этом, с помощью подгонки формальных параметров используемой модели под ограниченное количество экспериментальных данных, часто удаётся построить расчётную модель, дающую детальную информацию о процессе, и значительно сократить объём экспериментов. В то же время, формальный характер используемых в расчётной модели параметров оставляет открытым вопрос об их физическом смысле и границах области применимости модели. Это особенно важно для приложений, использующих те или иные структурные особенности, стали и усложнённые схемы нагружения.
22 августа, 10:20-11:00
Источник СИ ЦКП «СКИФ» - инструмент проведения передовых исследований и развития технологий в Российской Федерации
В.М. Фомин
ИТПМ СО РАН, Новосибирск, Россия
23 августа, 10:35-11:15
Цифровой инжиниринг и задачи механики в нефтегазовой отрасли
М.М. Хасанов
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербург, Россия
В докладе рассмотрены актуальные направления развития современного нефтяного инжиниринга, фундаментом которого, как и в период его становления, является механика. Приведен обзор механико-математических задач, возникающих при поиске ответов на технологические вызовы, связанные с резким ухудшением качества запасов нефти и газа и необходимостью обеспечения технологической независимости нефтяной отрасли. Отмечено, что особую важность на современном этапе приобретают вопросы развития методологии цифрового инжиниринга и совместной работы ученых и представителей бизнеса при постановке и решении научно-инженерных задач.
23 августа, 9:15-9:55
Современные проблемы механики в задачах многодисциплинарного проектирования сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения
С.Л. Чернышев, К.И. Сыпало
ЦАГИ, Москва, Россия
Перспективный сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС) принципиально отличается от существующих и разрабатываемых средне- и дальнемагистральных самолётов возможностью обеспечения качественно нового свойства – обеспечения длительного сверхзвукового крейсерского полета в диапазоне чисел М ~ 16 – 1.8. Для успешной реализации сверхзвукового проекта на новом витке развития технологий требуется решение ряда научно-технических проблем, таких как: достижения высокого уровня аэродинамических характеристик на до- и сверхзвуковых скоростях и взлётнопосадочных режимах, обеспечения низкого уровня громкости звукового удара при полете СПС в неоднородной атмосфере, обеспечение низкого (допустимого) уровня шума на местности при взлете и посадке СПС при использовании двигателя умеренной двухконтурности, реализации высокой весовой отдачи и необходимой жёсткости конструкции планера при малой относительной толщине крыла в условиях аэродинамического нагрева и т.д. Решение этих противоречивых проблем требует поиска и комплексной отработки широкого круга новых технических решений в области: аэродинамической компоновки и органов продольного и поперечного управления летательным аппаратом в условиях эпистемической неопределенности, сверхзвукового воздухозаборного устройства силовой установки с верхним размещением, обеспечивающего высокий уровень коэффициента восстановления полного давления и устойчивую работу двигателя, соплового устройства с шумоглушением и эффектом экранирования звуковой волны на взлётно-посадочных режимах и низким уровнем потерь тяги на крейсерских и переходных режимах, нетрадиционных конструктивно-силовых схем планера летательного аппарата с применением композиционных материалов и элементами бионических конструкций, интеллектуальной системы управления ЛА при наличии технической системы обзора закабинного пространства (технического зрения) и др. В докладе представлены результаты исследований, проведенных для решения указанных проблем в рамках деятельности научного центра мирового уровня «Сверхзвук». Обсуждаются направления дальнейших исследований.

START TYPING AND PRESS ENTER TO SEARCH